Навигатор по инвестициям в коммерческую недвижимость

Шаг 4

Определяем лучшего арендатора под метраж помещения


Помещения до 100 кв. м.

В данную категорию попадает малый стрит ритейл. Хорошими арендаторами для таких помещений являются:
  1. Аптеки (желательно крупные сетевые)
  2. Алкомаркеты (Красное&Белое, Винлаб, Ароматный мир)
  3. Пункты выдачи заказов (Wildberries, Ozon)
  4. Сетевые пекарни
  5. Любые другие сетевые арендаторы (например, Четыре лапы)
  6. Франшизы с хорошим именем
  7. Медицинские услуги, пользующиеся стабильным спросом (Инвитро, Гемотест)
Примеры плохих арендаторов:
  1. Маленькие кафе и рестораны без имени, бренда и опыта
  2. Салоны красоты без имени, бренда и опыта
  3. Языковая или детская школа
  4. Стоматология (если вдруг уйдет хороший специалист, выручка арендатора может сократиться вдвое в течение месяца)
  5. Иные новоиспеченные предприниматели, решившие открыть свой первый бизнес без франшизы и необходимого финансирования
Исключения. Важно помнить, что успех ГАБ зависит не столько от вида арендного бизнеса, сколько от того, как удачно этот бизнес вписан в окружающую среду. Иными словами, большое значение будут иметь локация объекта, статус помещения, конкурентное окружение и ряд других параметров. К примеру, может сложиться ситуация, в которой пивной или табачный магазин будут пользоваться огромным спросом и регулярно платить аренду, а супермаркет постоянно просить арендные каникулы и скидки. На каждое правило есть исключение.

Помещения от 100 до 500 кв. м.

Это переходный формат, в котором можно как сделать «нарезку» из нескольких арендаторов, которые смогут друг под друга увеличивать трафик, так и посадить одного хорошего сетевого арендатора. По верхней границе уже может быть рассмотрен супермаркет - наверное, наилучший вариант арендатора в принципе.
Хороший арендатор:
  1. Магазин-дискаунтер – формат наподобие FixPrice или «Монетки»
  2. Супермаркет малого формата (начиная от 300 кв. м.)
  3. Франшиза (пиццерия, ресторан японской кухни)
  4. Сетевые арендаторы (Якитория, Четыре Лапы, Тануки и т. д.)
  5. Нарезка из нескольких арендаторов (снижает риск потери всей арендной выручки в моменте)

Помещения от 500 до 1500 кв. м.

Формат большого стрит ритейла. Под такие площади можно уже смело рассматривать сетевой супермаркет, причем наилучшим вариантом будет супермаркет с хорошей прикассовой зоной – такой формат позволит обеспечить стабильную выручку для мелких арендаторов (за счет трафика супермаркета), а взамен получить более высокую ставку на часть площадей - общая доходность будет выше, чем при покупке супермаркета без прикассы.
Хорошая схема арендаторов:
  1. Сетевой супермаркет (Пятерочка, Перекресток, Магнит, Дикси, Верный и т.д.)
  2. Супермаркет вместе с прикассовой зоной из мелких арендаторов (выбирать стоит из перечисленных выше вариантов)
  3. Районный ТЦ с якорным арендатором (это может быть супермаркет, а может быть магазин-дискаунтер) и несколько менее крупных арендаторов (например, Магнит + Магнит Косметик + Ozon + Додо Пицца)
  4. Несколько сетевых арендаторов и несколько мелких (Мясновъ и Отдохни + Аптека + Четыре лапы + магазин цветов)
Важно всегда иметь якорного арендатора, который будет занимать существенную площадь и генерировать трафик. Лучше всего с этой функцией справляется супермаркет.